velitov (velitov) wrote,
velitov
velitov

"Космос, как предчувствие"



Заметил, что жизнь пошла настолько насыщенная , что не удается посмотреть никакого кино. В воскресенье выкроил 2 часа на просмотр фильма "Космос, как предчувствие". Вот впечатления

Про что кино? Портовый северный город. 1957 год. Все в тумане. Грязные бараки, пивные наполненные дымом и уголовниками. В городке живет молодой парень, который почему-то называет себя Конек (Евгений Миронов), наверное потому что любит кататься на велосипеде. Конек - ресторанный повар, занимается боксом. Однажды на тренировках появляется незнакомец (Евгений Цыганов), который мастерски боксирует, и укладывает Конька в два счета. Конек не сдается намечает еще бой. Незнакомец опять укладывает его в несколько ударов. С разбитым носом Конек снова назначает бой. И на третий раз ему удается сбить незнакомца с ног. Так завязываются их непростые отношения, которые нельзя назвать ни дружбой, ни чем либо еще. Конек восхищается Германом (так зовут незнакомца), видит в нем некий идеал, перенимает его манеру одеваться, говорить, вести себя. Подражает ему настолько, что издалека не отличишь. Герман тем временем, изучает английский язык, совершает заплывы в ледяной воде северного моря, просит Конька раздобыть ему ласты, походя уводит девушку Конька - Леру (Ирина Пегова), официантку с ребенком, на которой собирался жениться Конек. Но Конек не в обиде, он согласен уступить Леру своему кумиру, а сам переключается на её сестру - Римму (Елена Лядова), чрезвычайно похожую на Леру.
Герман дурачит коньку голову, то говорит, что он засекреченный агент, то говорит, что летчик, которого готовят запустить в космос, а на самом деле готовится убежать из страны. В конце концов Герман признается, что вернулся из зоны. Конек продолжает его боготворить, а Герман, когда наконец заполучил ласты, уплывает в холодные воды, надеясь добраться на иностранное судно, но как-то неудачно. Зарубежное судно как раз в этот момент уходит и Герман тонет в холодной воде. Конек же отправляется в Москву, и в поезде встречается с Гагариным. Идут кадры хроники, где Гагарин вернулся из космоса и рапортует Хрущеву о своих успехах. Звучит песня "Не нужен мне берег турецкий, чужая страна не нужна"
Вот такая нехитрая история.

О чем фильм? Фильм снят Алексеем Учителем, чей фильм "Прогулка" мне очень понравился. В этом же фильме крайне много странностей, с которыми хотелось бы разобраться. Во-первых название к фильму имеет крайне далекое отношение. Космоса в фильме не ощущается. Пару раз упоминается запущенный спутник, который где-то там летает. Но он не определяет ни атмосферы фильма, ни является никаким ключевым образом, позволяющим разгадать происходящее действие. Быть может режиссер имел в виду противопостовление космических достижений СССР и простую жизнь людей, что-то вроде того, что все знают Гагарина, а вот что происходило в отдаленных уголках страны, запустившей в космос первого человека - ну хорошо, пусть будет так. Хотя выглядит большой натяжкой.
Вторая странность - появление Гагарина. зачем он? Почему Гагарин? Какое он имеет отношение к картине? Но судя потому что на постерах к фильму изображен именно он, наверное, для режиссера он очень важен. Вообще кино не про Гагарина, про него сообщается только то, что он ездил куда-то на поездах, и у него постоянно развязывался шнурок.
Следующая странность финальная песня "Не нужен мне берег турецкий". Плюс ко всему ее насвистывает Конек в самом начале фильма. Следовательно опять режиссер напирает, что дескать эта песня очень важна для понимания фильма, но в сопоставлении с утонувшим Германом при попытке пересечь границу эта песня выглядит то ли как стеб, то ли как морализаторство.
В общем все это говорит о том, что режиссер хотел передать какой-то удивительный месседж, смутный и многозначительный.


Что понравилось? Понравилась актерская игра. Все актеры очень убедительны. Очень приятно смотреть на Евгения Цыганова. Действительно получился такой суровый таинственный чел с какой то своей судьбой, живущий своей жизнью. (честно говоря ради него я и купил этот диск надо признаться, поскольку мы вместе учились и мне очень жаль что я не видел некоторых его ролей как в кино так и театре. )
Персонаж Евгения Миронова напомнил мне киномеханика Сталина из фильма Кончаловского "Ближний круг". Наивный восторженный. По ходу дела пришла мысль что фильм рассказывает о двух стремлениях. Стремлении подражать кому-то, и стремлении убежать из этой страны. Конек идеализирует Германа смотрит на него, как на образец мужчины, а Герман воспринимает Советскую Россию, как тюрьму. Герман тонет, а Конек находит себе новый идеал для подражания - Гагарина.
В общем резюмирую: фильм странный, понравится не всем (не могу сказать, что мне понравился), но я не жалею, что его посмотрел.

ps. Понравился кадр, где Герман тонет в волнах, а на горизонте уходит заграничный корабль. Вспомнил, что я рисовал очень похожий кадр 7 лет назад в комиксе "Гамлет". И это меня порадовало :)
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments